Гонконгская международная школа бизнес-психологии
Навыки эффективной презентации
В переводе с латыни слово "презентация" означает "преподнесение подарка". От того, как вы преподнесёте себя и продукт, который вы представляете, зависит, какими вас видят наши партнёры, поэтому очень важно познакомиться с основными принципами эффективной презентации.
1
Три психологических аспекта успешного выступления
1
Личное достоинство
Собственная ценность: я имею чувство собственного достоинства. Необходимо осознавать собственную ценность - нельзя ставить себя на второе место. Я личность и имею смелость показывать миру свою индивидуальность
2
Достоинство других
Уважайте ценности других людей и их мнение. Не идите против ценностей собеседников: не демонстрируйте собственное превосходство или их недостатки. Тогда отношения с оппонентами будут развиваться, а не умирать с каждым словом.
3
Смелость быть
Будьте собой. Не нужно пытаться казаться умнее всех или играть чужую роль.
Будьте честны с собой по отношению к тому, что вы сейчас делаете. Не стремитесь победить всех.
Психологическая и эмоциональная база открывают ворота легкости в вашей логике при создании структуры презентации.
2
Структура выступления
У любого выступления есть структура и этапы. Чтобы достичь поставленной цели – убедить, мотивировать или просто проинформировать слушателей – следует подготовиться.
Публичное выступление - это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.
Дейл Карнеги
Лектор, писатель, оратор-мотиватор
Подготовка к выступлению
Узнайте контекст
Какой формат мероприятия? Где и в какое время будет проходить? О чем будет разговор? Кто будет присутствовать? Какой дресс-код?
Узнайте аудиторию
Определите целевую аудиторию вашего выступления и её потребности
Определите ЦЕЛЬ вашей презентации
Определите ключевую мысль презентации
Держите её в голове или напишите подсказку на бумаге
Формирование структуры выступления
Определите основные логические блоки и их последовательность. Наполните их содержанием (информацией)
Напишите скрипт
Обозначьте тезисы или целые речевые конструкции для телефонного звонка или личной встречи
Прорепитируйте выступление
Запишите себя на камеру или диктофон, потренируйтесь перед зеркалом или воспользуйтесь помощью друзей
Сделайте гимнастику
Разомнитесь, сделайте несколько физических упражнений, разомните мышцы лица. Это взбодрит вас и придаст выступлению энергии
Выступление
Подберите соответствующий "лук"
Следите, чтобы ваш внешний вид соответствовал формату мероприятия
Разомните и разогрейте мышцы лица
Следите за позой
Выходите на сцену осанисто, грудь вперед. Помните - поза определяет ваши самочувствие и настрой
Следуйте плану выступления
Пользуйтесь заготовленными подсказками, если необходимо
Уважайте оппонентов и следите за регламентом выступления
Напишите скрипт
Обозначьте тезисы или целые речевые конструкции для телефонного звонка или личной встречи
Уйдите со сцены с достоинством
Результат выступления
Вы достигли поставленной цели
Проанализируйте успехи и ошибки
Оцените эффективность и сделайте выводы
Введение – начало публичной речи. Цель этого этапа – вызвать интерес к вашему выступлению. У вас будет на это всего несколько минут перед началом основной части выступления. Создайте интригу. Приведите примеры. Подайте себя, сделайте краткую самопрезентацию.

В основной части приведите аргументы, подтверждающие вашу мысль.
Очередность аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов (правило Гомера): сильные — средние — один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу). Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение.

Заключение. Завершите свое выступление достойно. Не следует сразу убегать со сцены, скажите что-нибудь в завершение. Резюмируйте все то, о чем вы говорили в основной части. Можете подготовить красивый и эффектный ход, чтобы выступление запомнилось лучше.

3
Законы публичного выступления
Закон Мёрфи
Всё, что может пойти не так, пойдёт не так.
Закон Витгенштейна
Границы моего языка означают мои границы
Закон помощи
Помоги слушателю тебя послушать, а еще лучше - запомнить.
Закон вдохновения
Если у тебя его нет, у слушателей тоже не будет
Закон вовлечения
Каждые 3 минуты зал должен быть вовлечён
Закон усиления
Скажи эмоционально и громче в самом конце
Закон эмоциональной конкуренции
Побеждает тот, кто вызывает больше эмоций, а не производит лучший товар.
Закон Лока
Работают стереотипы: высший ранг, низший ранг, посредники